Комоды: история и современность
Введение
Комоды так давно и прочно укоренились в нашем быту, что само это слово не кажется нам заимствованным или звучащим необычно, как, например, секретер, гардероб или шифоньер. Между тем, и у комода-мебели, и у комода-слова долгая и интересная история, начавшаяся в конце XVII века со смерти кардинала Мазарини и обретения всей полноты власти во Франции Великого века Людовиком XIV.
Присхождение термина
Да, родина комодов — Франция: там впервые появился этот предмет мебели, там же ему дали это название. Слово «комод» происходит от французского «commode» — «удобный» или «подходящий». Во французский же, в свою очередь, слово пришло из латыни: от прилагательного «commodus» — «комфортный». Интересно отметить, что наиболее точным переводом этого латинского слова на русский стало бы слово «сообразный».
Предыстория
До изобретения комодов в опочивальнях на полу обязательно стоял громоздкий сундук, заполненный одеждой и обувью. Если говорить о французском дворе, то интерьеры Версаля при Людовике XIII были хоть и богаты, но мрачны, с итальянскими мотивами, появившимися под влиянием фаворита Анны Австрийской кардинала Мазарини. В комнатах преобладали массивные кабинеты, украшенные колоннами, фронтонами, пилястрами, балюстрадами, нишами и другим декором, в сочетании с непеременными и прекрасными ламбри —- декоративной облицовкой из резных деревянных панелей.
Сундуки эпохи Мазарини были огромны, тяжеловесны, громоздки, богато украшены, но… совершенно неудобны. Именно в такой обстановке рос и воспитывался будущий Король-Солнце.
Пока кардинал был жив, развернуться юному Людовику XIV, пусть и номинальному королю, было непросто: его живой ум и необузданное честолюбие находили выход в занятиях искусствами. Сейчас нам доподлинно известно, что очень значительную часть помещений, убранств Версаля, как, впрочем, и фортификационных сооружений, Людовик XIV впоследствии спроектировал лично.
Нельзя сказать, что Мазарини так уж экономил на молодом монархе, но под его опекой Людовику явно было тесно, поэтому сразу же после смерти кардинала, наш герой (и, забегая вперёд, изобретатель комода), берёт всю власть во Франции в свои руки, запретив парламенту «знать что-либо о государственных делах и финансах». Далее, Людовик арестовывает тогдашнего министра финансов Николя Фуке руками того самого легендарного Д’Артаньяна, чьи приключения почти два века спустя так красочно опишет Дюма!
Явление комода
С этого момента молодого короля, как считается, автора фразы «Государство — это я!», было уже не удержать.
Молодому королю нравилась роскошная мебель антверпенских мастеров. Эбенисты, так они назывались во Франции, в противовес простым менюзье (столярам) изготавливали свою мебель исключительно из эбена, чёрного дерева, привозимого во Фландрию из колоний, Голландского Маврикия. Франция колониями в той части света тогда не располагала, поэтому свой эбен (известный сейчас как камерунский эбен) ввозила из Западной Африки.
Людовик придумал поднять сундук на изящные ножки до уровня à hauteur d'appui («на высоту груди», что позволяло облокотиться на комод), снабдить его ящичками для того, чтобы содержимое не валялось беспорядочно, а воплотили всё в чёрном дереве и позолоченной бронзе уже признанные мастера-эбенисты.
Стандарты и технологии
У мастеров гильдии были установлены строжайшие каноны изготовления мебели. Для начала, комод не должен был быть больше в высоту, чем в ширину, идеальная высота комода проходила по линии дадо, расписанной нижней части стены в 60–90 см над уровнем пола. Столешница часто изготавливалась из мрамора в тон мрамору камина. Нередко именно подле камина располагались парные комоды, дополняя композицию чёрного дерева, мрамора и позолоты.
Одним из самых главных требований Парижской гильдии эбенистов было использование в изготовлении мебели лакировки Мартенов, братьев-мастеров под покровительством самого монарха. Их лакировка (vernis Martin) в так называемом восточно-азиатском стиле, доводила до совершенства нанесение золота на чёрный древесный фон. Такие изделия украшались бронзовыми позолоченными элементами — ножки, замки и ручки — ормолу, от французского выражения «d’оrurе d’or moulu», то есть «золочение размолотым золотом».
Знаковой фигурой в этом ремесле можно назвать Андре-Шарля Буля, его изделия знамениты на весь мир, их так и называли — работа Буля. Комоды Буля были особенно изящными и грациозными.
Он использовал в своей работе технику маркетри, родом из Флоренции XV века, дополненная самим Булем. Маркетри (от французского marqueter — «инкрустация») — это разновидность инкрустации, техника отделки поверхностей путём наклеивания декоративных элементов из шпона на основу из дерева. Маркетри, особенно в сочетании с такими капризными породами дерева, как эбен, предъявляет к мастеру особенно высокие требования: аккуратность, усидчивость, точность движений.
Мебель эпохи Людовика XIV инкрустировалась также тонкими пластинами из чёрного дерева, меди, перламутра, слоновой кости, черепахового панциря и экзотического дерева разных цветов с замысловатым узором. Всё это разнообразие декора, отображающее величие монарха, украшало Версаль, главную драгоценность и гордость Короля-Солнца.
Россия
Известно, что в мае 1717 года, уже после смерти Людовика XIV, в бытность монархом Людовика XV, Версаль посетил Пётр I. Царь всея Руси останавливался в Большом Трианоне и был весьма впечатлён, как архитектурой, так и убранством дворцового комплекса, поэтому, переполненный вдохновением, по возвращению на Родину, начал строительство Петергофа.
В России чёрное дерево появилось сравнительно поздно, так что наши мастера, пытаясь угодить Петру, решили имитировать этот сорт дерева, чаще всего, морёным дубом и красным деревом. Вот, кстати, почему, эбенисты, вроде как, «чернодеревщики» называются у нас краснодеревщиками.
Европа
В Англии легендарный Томас Чиппендейл, описывая комоды, использовал термин «французские комодные столы» в своей знаменитой книге 1753 года «Руководство краснодеревщика и обойщика».
Английские мебельщики использовали различные виды древесины, даже не пытаясь подражать чёрному дереву. Первые комоды в Англии, по большому счёту, были приспособлениями утреннего туалета, и изготавливались с колёсиками.
Заключение
После Великой Французской революции Парижская гильдия эбенистов была распущена, и все обязательные требования были упразднены. Позже, в промышленную революцию, производство комодов было усовершенствовано и механизировано.
Современные комоды выглядят совсем иначе, чем в XVII веке, но остаются такими же, — а может, и более, — удобными, стильными и незаменимыми элементами нашего интерьера.